Авторизация
 
  • 11:45 – Центробанк не предоставил суду веских обоснований назначения временной администрации в «Югре» 
  • 08:44 – В Промсвязьбанке ожидают понижения ставки ЦБ до 7,5% 
  • 08:30 – «Почта Банк» довел портфель физических лиц до 100 млрд рублей 
  • 08:00 – Глава ВТБ прогнозирует снижение ипотечной ставки до 10% 
» » Заявочное мошенничество I полугодие 2015 г.

Заявочное мошенничество I полугодие 2015 г.

  • 19.08.2015, 23:24,
  • Аналитика
  • 0

Объединенное кредитное бюро (ОКБ) Аналитики Объединенного Кредитного Бюро провели анализ кредитных заявок на основе данных системы противодействия кредитному мошенничеству на межбанковском уровне «Национальный Хантер».

В год в системе фиксируется более 250 000 попыток кредитного мошенничества.

Доля заявок с подозрением на мошенничество выросла

В I полугодии 2015 г. доля заявок с подозрением на мошенничество выросла вдвое. Если в I полугодии 2014г. доля мошеннических заявок составляла около 1% от общего потока входящих заявлений, то в I полугодии 2015г. – превысила 2%.

Причем, при сокращении количества входящих заявок в системе на 30%, количество подозрительных заявок выросло на 50%, что свидетельствует об активизации мошенников и общем ухудшении качества входящей популяции заемщиков, с которым столкнулись банки.

Пик активности мошенников пришелся на февраль этого года, когда доля подозрительных заявок превысила 3%. С апреля ситуация начала немного улучшаться, к концу июня показатель снизился до 1,8%. Однако он все еще выше докризисных значений на 80%.

Типология мошеннических заявок

Есть несколько видов мошенничества, которое можно условно поделить на организованное и неорганизованное. Конечно, наибольший ущерб банкам наносят именно организованные группы мошенников, которые зачастую действуют в сговоре с сотрудниками банков.

Если рассмотреть типы заявочного мошенничества, то становится видно, что большая часть выявленных случаев относится к предоставлению заявителями недостоверных персональных или контактных данных (ФИО, паспортные данные, адреса регистрации и телефоны), совпадающих с уже выявленными ранее случаями мошенничества.
Также в кредитных заявках часто указываются недостоверные данные о работодателе – указание несуществующего или подозрительного работодателя, или несоответствие его названия и контактных данных.

Примерно четверть случаев классифицируется как аномальное поведение заемщика и включают в себя резко возросшую активность заемщика по заявкам на кредиты или смену контактных данных в течение короткого промежутка времени. Часто аномальная активность клиента возникает после утери паспорта, когда мошенники действуют методом «ковровой бомбардировки», делая по 20-30 заявок на кредиты в разных банках по одному и тому же документу.
Еще один тип кредитного мошенничества – использование адресов массовой регистрации или одного и того же номера домашнего/мобильного телефона у разных заявителей.

Аналитики ОКБ провели анализ типологии российских кредитных мошенников в I полугодии 2014 и 2015 гг.

В 2014г. 48% всех подозрительных заявок приходилось на совпадение с уже известными случаями мошенничества. В 2015г. этот показатель снизился до 37%. При этом соотношение таких заявок к общему входящему потоку заявлений практически не изменилось. Это свидетельствует о том, что активность организованных групп мошенников в целом осталась на докризисном уровне.

Однако в 2,5 раза выросло количество заявок, в которых используются недостоверные данные о работодателе. Доля этого показателя в общем количестве подозрительных заявок также за год выросла втрое: с 8% до 24%.

Это говорит о новом популярном мошенническом тренде – росте количества обращений граждан к различного рода «посредникам в получении кредита», которые за вознаграждение помогают им подтвердить фиктивные доходы и занятость с целью получения кредита.

Даниэль Зеленский, генеральный директор Объединенного Кредитного Бюро
В 2015 г. наблюдается всплеск попыток мошенничества на кредитном рынке, что в принципе характерно для периодов экономической нестабильности. При этом мы видим, что основным драйвером роста является новая популяция заемщиков, которая прежде не воспринималась банками в качестве «плохих» клиентов.
В условиях падения реальных доходов и потери работы некоторые категории граждан начинают испытывать острую потребность в заемных средствах. Не имея возможности получить кредит в условиях ужесточения требований банков к заемщикам, заемщики идут на незначительные с их точки зрения махинации о своем социальном статусе или уровне дохода. Поскольку самостоятельно сделать это довольно сложно, они обращаются за помощью к третьим лицам в обмен за вознаграждение. Информация о таких услугах в большом количестве присутствует в интернете и на улицах городов.

Банкам довольно сложно противодействовать этой новой популяции мошенников, так как ранее они вполне могли быть законопослушными, а также могут обладать неплохой кредитной историей. В текущей ситуации для банков на первый план выходит тщательная всесторонняя проверка заемщиков с привлечением всех возможных внешних источников информации.

рейтинг: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Оставить комментарий
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Опрос
Картами какой платежной системы вы пользуетесь?
Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter