Аналитики из Института "Центрам развития" ВШЭ опубликовали исследование, из которого следует, что в четвертом квартале покупательная способность россиян упала до нового минимума. Пандемия коронавируса и ослабление деловой активности сделали свое дело, и граждане РФ стали еще беднее.
Покупательные возможности людей упали до самого низкого уровня за последние десять лет. Россияне стали меньше потреблять хлеба, говядины, рыбы, риса, яблок, молока, сливочного масла и чая.
Выросло потребление только одного продукта, и оказался сахар. На это обратила внимание Светлана Мисихина, один из автор отчета, занимающая пост заместителя директора Института. Она подчеркнула, что самым популярным оказался вредный продукт в отчетном периоде.
Исследователи определяют покупательные способности людей с учетом изменения денежных доходов и их соотношения с динамикой роста и понижения потребительских цен. Соотношение среднего дохода на одного человека в месяц (32 800 рублей) к размеру прожиточного минимума (11 400 рублей) составило во втором квартале 286,5% - это самое низкое значение с 2011 года.
Аналитики Росстата ранее опубликовали свое исследование, в котором также обратили внимание на ухудшение материального положения граждан. Статистики установили, что более 30% дохода средней российской семьи уходит на покупку продовольственных товаров.
Параллельно наблюдается тренд на сокращение доли семей, которые в состоянии покупать только те продукты питания, которые им нравятся. Если в 2013 году таких семей было порядка 52,3% в нашей стране, то уже в 2018 году данный показатель сократился до 51,7%. По итогам второго квартала реальные доходы наших соотечественников упали на 8%.
Отметим, что в это время в России действовали самые жесткие ограничения в условиях режима самоизоляции.
Аналитики делают вывод, что во втором квартале текущего года мы пережили одно из самых шоковых падений доходов людей. Причем негативный тренд может доминировать и на протяжении всего 2020 года.