Совсем недавно вступил в силу закон «О национальной платежной системе» (НПС), который регулирует правила осуществления электронных платежей на территории России. Теперь банкам придется возмещать ущерб нанесенный клиенту в случае совершения несанкционированной операции. И самое главное в этом то, что на клиентов банка будет распространяться презумпция невиновности.
Президент Медведев подписал первую часть этого закона (О национальной платежной системе) еще 27 июня 2011 года, а вступила она в силу в минувший четверг. Некоторые статьи, которые также есть в этом законе, набирут силу несколько позже.
В законе об НПС описаны новые нормы регулирующие процесс проведения электронных платежей, к которым отнесли операции с пластиковыми карточками, услуги всевозможных платежных терминалов, использование различных электронных кошельков.
Закон «О национальной платежной системе» регулирует организационные и правовые параметры, которые оказывают влияние на национальную платежную систему России, устанавливает порядок проведения услуг в условиях НПС, а также порядок денежных переводов, применение электронных систем взаиморасчетов, а также финансовую деятельность субъектов НПС.
Контроль над функционированием национальной платежной системы возложен на ЦентроБанк.
Принимая во внимание новые нормативные документы любой банк должен известить своего клиента о всех возможных рисках, которые возникают в процессе использования электронного средства взаиморасчетов, а также о всех совершенных банком операциях.
Банки на практике не всегда говорят своим клиентам о возможных рисках, возникающих в процессе использования электронных средств взаиморасчетов, ранее это не было обязательной процедурой, и никак не было отображено в действующем законодательстве. Поправки, внесенные в закон, будут наиболее важны для клиентов банков.
Также хорошей новостью для клиентов станет то, что они теперь могут в любой момент потребовать от банка возмещения любого ущерба нанесенного несанкционированными платежными операциями.
До того момента, пока новый закон не набрал силу, клиент банка сам нес ответственность за свои деньги находящиеся в банке и несанкционированные операции с ними. К примеру, в случае утраты своей пластиковой карточки, и снятии с нее денежных средств другим человеком до момента сообщения банку о пропаже карты. А если со счетом клиента что-то случалось уже после уведомления банка, тогда банк нес ответственность за несвоевременную блокировку карты. Теперь ситуация изменилась – с этого настоящего времени банку придется доказывать, что его клиент нарушил правила пользования кредитной, или любой другой картой, даже если клиент вообще забыл сообщить в банк и заявить о утере карты.
Невиновные клиенты
В дополнение к вышесказанному, руководствуясь новым законом, кредитным организациям придется взять на себя ответственность даже в тех случаях, когда никто не виноват – ни банк, ни клиент. Для более понятного объяснения этих слов, приведем пример: «В настоящее время многие довольно активно используют систему клиент-банк посредством Интернета. Каждый банк, предоставляющий такую услугу, выдает своим клиентам уникальные электронные ключи, которые необходимо ввести в систему клиент-банк, чтобы получить доступ к своему аккаунту. В случае заражения компьютера клиента банка вирусом, и похищения ключей доступа, клиент не будет об этом знать до тех пор, пока не обнаружит пропажи денег со своего электронного счета. В таком случае вины клиента нет, ведт он о взломе не знал. Но и нет вины банка – он не был поставлен клиентом в известность о том, что ему необходимо заблокировать клиентский счет».
В отношении операторов электронных денег, можно сказать следующее: изменения, вступившие в силу 29 сентября добавят им некоторых проблем, связанных с необходимостью изменения своего статуса, и необходимости оформления и получения лицензий от ЦентроБанка. А это ведет к дополнительным финансовым и временным затратам, которые будут вызваны реорганизацией.