Авторизация
 
  • 12:31 – Россияне чаще обращают внимание на вклады до 6 месяцев 
  • 12:30 – Российские банки несут убытки из-за санкций 
  • 10:31 – ЦБ: Россияне продолжат нести наличные в банки 
  • 12:00 – Эксперты советуют пользоваться возможностью пролонгации займа 
» » Год кредитки: как будут развиваться банки в России

Год кредитки: как будут развиваться банки в России

  • 31.03.2013, 11:12,
  • Аналитика
  • 0
Год кредитки: как будут развиваться банки в РоссииРоссия прошла через бум кредитования, на что в этот раз сделают ставки банки?
Символом прошлого года в российском банковском бизнесе можно по праву считать кредитную карту. Рынок кредиток за 2012 год вырос на 82,5% и составил 671 млрд. рублей. Во многом на это повлиял пересмотр стандартов жизни среднего класса, который отказывался от получения кредитов в магазинах в пользу кредиток как более простого способа оплаты.

Рост, начавшийся еще в 2011 году, уже в 2012 достиг своего апогея: в целом по банковской сфере кредиты физическим лицам выросли на 40%, составив 7,7 трлн. рублей. Особенно следует отметить розничные банки, в частности Связной банк и «Хоум Кредит», активы которых возросли на 100% и 110% соответственно (до 77,9 млрд. и 312,2 млрд. рублей). Если учесть, что их активы являются кредитами частным лицам, можно утверждать, что для некоторых отдельных финансовых организаций объемы розничного кредитования за 12 месяцев выросли вдвое. Лидером стал ТКС-банк, который нарастил активы на 138% (теперь они составляют 72,6 млрд. рублей). Эту тенденцию продиктовали государственные банки, а частные финансовые организации вынуждены были поддержать их. К примеру, согласно данным исследования, Сбербанк обеспечил 28,4% роста рынка кредиток, нарастив свою долю с 17,1% до 22,2%. Наверняка розничные банки не жалеют об этой гонке – розница оказалась одним из наиболее прибыльных сегментов в прошлом году.

Центробанк РФ увидел в резком росте кредитования угрозу и ввел ограничения. В частности, по рекомендации регулятора Связной Банк приостановил выдачу займов и прием вкладов. А в конце 2012 года в первом чтении Госдума приняла закон, который наделяет ЦБ правом ограничивать ставки по депозитам.
Однако опасения Банка России нельзя назвать вполне оправданными: дело не в том, что розничные кредиты растут слишком быстро, а в том, что кредиты предприятиям значительно от них отстают. За 2012 год этот сегмент вырос на 12,8% - с 17,7 до 20 трлн. рублей. С одной стороны, бум розничного кредитования и розничного потребления должны оказывать стимулирующее воздействие на экономику страны. К примеру, американское правительство прилагает максимум усилий для того, чтобы заставить граждан тратить деньги. Получая кредиты, люди ходят в магазины и покупают, помогая запустить стагнирующую экономику. Однако руководство российского ЦБ считает, что розничный бум стимулирует импорт, а не экономику.

Банки, занятые выдачей корпоративных кредитов, не могут угнаться за розничным сегментом – их клиенты не могут оформить займы ни под 20-30%, ни даже под 13%. В это же время розничные банки задают тенденцию на рынке вкладов, повышая ставки, чего не позволяют себе корпоративные кредиторы.
В самом ли деле опасения Банка России напрасны? У многих финансовых организаций увеличивается кредитный портфель, но не количество клиентов. Иными словами, одни и те же клиенты занимают все больше. Это подтверждается и данными Национального бюро кредитных историй, согласно которым доля заемщиков, имеющих более чем один счет, составляет более 50%, а доля тех, кто имеет свыше пяти счетов, увеличилась с 4,8% до 8,5%.

Определенный уровень долговой нагрузки приведет к тому, что заемщик будет не в состоянии обслуживать взятые на себя обязательства, а если таких клиентов будет много, кризиса неплатежей избежать не удастся. При этом финансовые организации накапливают такие риски на балансе, секьютеризация розничных займов развита слабо.
В текущем году эксперты прогнозируют замедление темпов роста потребительского кредитования до 25%. Причинами торможения называют не только насыщенность данного рынка, но и повышение нагрузки на заработную плату, охлаждение рынка занятости и замедление темпов роста экономики: рабочих мест станет меньше, найти работу станет сложнее, темпы увеличения зарплаты также не будут высокими. Все это повлечет за собой нежелание населения брать кредиты и тратить деньги.

Однако и банкам есть над чем работать. В частности, качество обслуживания нельзя назвать идеальным. В России все еще нет no-hassle-банкинга – системы обслуживания, которая не создает проблем и не вызывает отрицательных эмоций. Сейчас это пытаются сделать все, но пока мало кому удается – в гонке за клиентом победителем становится тот, кто решает эту задачу. Кроме того, банкам стоит задуматься и о количестве подразделений и уровне обслуживания в них. Если говорить о Европе, новые офисы формируются так, чтобы в них работали только консультанты. Эти отделения не предназначены для работы с наличными.
В нашей стране пока даже не все финансовые организации отказались от таких стандартов обслуживания, при которых один сотрудник оформляет платеж, а другой принимает его. А банк, в котором работают только банкоматы и средствами для удаленной работы с менеджерами, даже представить сложно.
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +2
  • Нравится
Оставить комментарий
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Опрос
Что для вас важно при выборе банка?
Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter