В последний месяц лета просроченная задолженность по всем типам активных кредитов выросла на 12 б.п. по сравнению с июлем, ее значение составило 15,12%. Однако обозначилась позитивная тенденция по замедлению темпов роста просрочки по отдельным видам кредитных продуктов.
Хуже всего в августе заемщики обслуживали потребительские кредиты, просрочка, по которым за месяц выросла на 74 б.п. и достигла 17,04%. На 34 б.п. выросла просрочка по автокредитам, которая составила 9,82%. Остальные кредитные продукты не продемонстрировали активного роста, а по многим даже наметилась тенденция к снижению уровня просрочки. Просрочка по кредитным картам выросла только на 4 б.п. и составила 13,22%. Для сравнения в июле она выросла на 18 б.п. Просрочка по POS-кредитам снизилась на 14 б.п. и составила 15,54%.
Также позитивный тренд в августе продемонстрировали ипотечные кредиты. В июне 2014 г. процент просрочки по ипотеке подскочил на 22 б.п. и составил 3,15%, в июле снизился до 3,14%, а в августе сократился на 11 б.п. до 3,04%. Вместе с тем доля дефолтных кредитов с просрочкой более 90 дней продолжает увеличиваться, в августе ее значение составило 10,3%, что на 27 б.п. выше, чем в июле.
Весомым фактором ухудшения розничного портфеля остается закредитованность заемщиков. Согласно динамике новых заявок и новых выдач каждый восьмой заемщик имеет 4 или более активных кредитов в момент подачи заявки на новый, год назад 4 и более кредитов были у каждого десятого заемщика.
Среди тех, кто кредит уже получил, 8% имеют 4 и более активных кредита, в 2013 г. их было 6%. При этом доля заемщиков, не имеющих ни одного кредита на момент получения нового, снизилась с 44% в 2013 г. до 41% во II кв. 2014 г. По данным ОКБ во II кв. 2014 г. тенденция наращивания кредитной нагрузки обозначила тренд на снижение. Скорее всего, на изменение динамики оказали влияние меры ЦБ по охлаждению рынка потребительского кредитования и последующее ужесточение рисковых политик банками.
Однако заёмщики, удовлетворяющие ужесточившимся требованиям банков, все активнее пользуются возможностью рефинансирования старых долгов, когда клиент берёт новый кредит на бОльшую сумму и закрывает им старый долг. По статистике ОКБ на текущий момент каждая 10-я новая выдача потребительского кредита – рефинансирование имеющейся задолженности с полной оплатой долга хотя бы по одному имеющемуся кредиту.
Традиционно доля людей, которые допустили просрочку по потребительским кредитам до 60 дней, составляет 5-7% от всего портфеля. При этом поведение заёмщиков меняется в зависимости от срока просрочки. Например, заёмщики, которые допустили задержку платежа от 1 до 30 дней, в 30% случаев закрывают ее в следующем месяце. Текущий показатель является самым низким за последние 2 года. Всё меньше заёмщиков берут новые кредиты, для погашения уже имеющихся – в 2014 году их доля резко снизилась с 6% до 2.8%. Полагаем, что это связано с ужесточением банками условий кредитования, когда заемщикам все сложнее получить новый кредит при наличии даже небольших проблем с платежной дисциплиной по уже существующим кредитам.
Сегмент более поздней просрочки 30-60 дней демонстрирует схожую динамику по возвратам, однако доля заёмщиков, которые входят в нормальный график платежей после достижения 30-дневной просрочки, в два раза ниже – 14% на конец I полугодия 2014 года. При этом доля людей, которые обращаются за новыми кредитами для погашения старых, не снижается, находясь на уровне 3,6%. Очевидно, что достижение поздних стадий просрочки зачастую говорит о том, что заёмщики не в силах погасить задолженность собственными силами. И снижение количества возвратов в нормальный график платежей связано с тем, что клиенты банков все более ограничены в увеличении долговой нагрузки, особенно при наличии текущей просроченной задолженности.